Психология социально - правовой деятельности
Дисциплина
«Психология социально-правовой деятельности» относится к профессиональному
модулю «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и
социальной защиты» по направлению подготовки СПО «Право и организация социального
обеспечения».
Результатом
освоения дисциплины «Психология социально-правовой деятельности» является
овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД): Обеспечение
реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты, в
том числе профессиональными и общими компетенциями:
• понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
• принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
• работать в коллективе и команде,
эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
• брать на себя ответственность за
работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;
• соблюдать деловой этикет, культуру и
психологические основы общения, нормы и правила поведения;
• проявлять нетерпимость к
коррупционному поведению;
• осуществлять прием граждан по вопросам
пенсионного обеспечения и социальной защиты;
• консультировать граждан и
представителей юридических лиц ло вопросам пенсионного обеспечения и социальной
защиты.
Целью
изучения дисциплины:
освоение знаний о сущности психологических процессов, получение
навыков изучения методов управления личностью и межличностными отношениями,
воздействие на характер и условия психологической деятельности, необходимых для
профессиональной подготовки специалистов.
В
результате изучения дисциплины «Психология социально-правовой деятельности»
обучающийся должен освоить:
трудовые действия
• владение навыками общения с лицами
пожилого возраста и инвалидами;
• владение навыками публичного
выступления и речевой аргументами позиции;
необходимые умения
• объяснять сущность психических
процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста;
• правильно организовать психологический
контакт с клиентами (потребителями услуг);
• давать психологическую характеристику
личности, применять приемы делового общения и правила культуры поведения;
• следовать этическим правилам, нормам и
принципам в профессиональной деятельности;
необходимые знания
• основные понятия общей психологии,
сущность психических процессов;
• основы психологии личности;
• современные представления о личности,
ее структуре и возрастных изменениях;
• особенности психологии инвалидов и лиц
пожилого возраста;
• основные правила профессиональной
этики и приемы делового общения в коллективе.
Учебный курс состоит из двух разделов.
Раздел по общей психологии содержит сведения об основных
психических явлениях, особое внимание обращено на определение основных понятий
в области психологического знания. Рассмотрены психические свойства, психические
процессы и психические состояния личности человека.
Раздел,
посвященный деонтологии и психологии социально-правовой деятельности, включает
совокупность сведений по проблемам делового общения, этике и психологии
социального обеспечения.
В
условиях построения демократического и социального государства особая роль
принадлежит социальному обеспечению и социальной защите населения.
В
последние годы в практике трудоустройства инвалидов и престарелых возникла
необходимость более тщательно анализировать состояние психических процессов
(памяти, внимания, эмоциональной сферы, мышления), состояние которых играет
все большую роль в определении их трудовых возможностей. Проблема
трудоустройства инвалидов и пожилых лиц, их профессиональной ориентации и
переориентации, рационального трудоустройства и социально-трудовой реабилитации
в современных условиях, изменившейся демографической ситуации требует особого
внимания к анализу мотивов, идеалов, направленности и установок личности,
которые могут значительно изменяться в результате возраста, длительно текущего
тяжелого заболевания или дефекта. Психологический анализ личности обеспечиваемого
необходим также для установления оптимального психологического контакта с
инвалидом или пожилым человеком, что позволяет значительно сократить число
жалоб и заявлений в вышестоящие организации.